Не так давно в Америке прогремел скандал об унижениях в спортивной гимнастике. На этот раз в роли жертвы выступила чемпионка олимпийских игр в составе команды США, в Рио 2016, Лори Эрнандез, которая раскрыла общественности характер отношений со своим тренером Мэгги Хэйни.
Лори и ее мама обвинили тренера в издевательствах в результате чего, Хэйни было запрещено заниматься профессиональной деятельностью сроком на 8 лет. Тренировать она не сможет. Причиной такого поступка Эрнандез послужила активная позиция мамы гимнастки, которая узнав о том, что ее дочь в зале таскали за волосы, насмехались над ней , обратилась в начале в американскую федерацию гимнастики, а потом дошла и до международной, так как в первой инстанции поддержки ей не оказали. Думаю, что отношение к этой новости в России у родителей и гимнасток с одной стороны и тренеров с другой, может сильно отличаться.
Добраться до олимпийской вершины в гимнастике без насилия над собой практически невозможно. Иногда гимнастка не в состоянии выполнить нужный элемент из-за большого утомления и энергия тренера может помочь собрать все силы, мобилизоваться и справиться с заданием. Все родители понимают, что гимнасткам на тренировках приходится постоянно преодолевать свои страхи, испытывать большое напряжение от физических нагрузок и психологическое давление со стороны тренера в том числе. Стили управления тренеров в работе в зале разные, но в основном, в работе на результат, это авторитарный стиль управления, реже встречается демократический или комбинированный. Самый эффективный, на мой взгляд комбинированный.
Однако о стилях управления я уже писал ранее, а сейчас хотелось бы разобрать конкретную ситуацию с Лори, так как и многие российские гимнастки и их родители, вполне вероятно оказывались может и не в таких сложных ситуациях, но в напряженных отношениях со своим тренером уж точно.
Рассмотрим пример с Лори Эрнандез. Это гимнастка среднего уровня техники, относительно скромного внешнего вида, но с хорошим мотивационным, двигательным и координационным потенциалом ограниченного срока действия.
Что значит ограниченный срок действия потенциала гимнастки?
Дело в том, что в зависимости от конституции, морфологические особенности гимнастки после прохождения пубертатного периода, значительно меняют ее тело и от того, насколько тело гимнастки изменится, зависит ее возможность долгосрочно и полноценно тренироваться.
Стабильный вес, средний рост и худощавая фигура могут позволить гимнастке выдерживать высокие нагрузки и оставаться на высоком уровне спортивной формы и выступать на международной арене достаточно долгий срок. Оксана Чусовитина тому пример. Правда, наверное, не самый лучший, потому что не совсем корректно когда соревнуются спортсменки, с разницей в поколение и плохо, что в отличии от фигуристов например, гимнастки не могут продолжать карьеру в профессиональном качестве, после завершения своей любительской карьеры. Чусовитина – это экстраординарный случай, но два олимпийских цикла для многих гимнасток сегодня не редкость и таких спортсменок становится все больше.
Лори Эрнандез является гимнасткой, у которой последствия пубертатного периода сильно сказались на теле уже буквально через полгода после окончания олимпийских игр в Рио, когда она в составе команды стала обладательницей золотой олимпийской медали.
В пубертатный период тело «плывет» у всех гимнасток. По-разному, но «плывет» у всех. Опытный тренер заранее способен определить такую перспективу по каждой гимнастке и для каждого тренера, который стремится к высшим достижениям, это проблема. Наверняка тренер Лори Эрнандез эту проблему видела и решала ее всеми возможными и понятными ей способами.
Маловероятно, что родители Эрнандез с детства занимались подборкой специальных диет для гимнастки. За свою практику я только однажды видел, как у ребенка был расписан рацион на всю неделю. Этим занималась мама Иры Алексеевой уже в самом раннем ее возрасте и меня это очень тогда удивило. Поэтому у тренеров спортсменок, яростно желающих «лепить» чемпионов, проблема лишнего веса их подопечных стоит особенно остро. Появление даже одного лишнего килограмма спортсмена смещает центр тяжести и гимнастке требуется дополнительное количество повторений чтобы адаптироваться к новой геометрии движений своего тела. Я не раз видел, как после выходных гимнастки прибавляли по 2-3 кг и это было настояшим кошмаром для их тренеров, потому что они, в отличии от своих воспитанниц, хорошо представляли сколько труда требовалось чтобы выйти на определенный уровень подготовки и что из-за этих лишних килограмм он понизится на некоторое время. Они понимали, что вместо того, чтобы разучивать новые элементы и двигаться вперед, придется топтаться на месте, восстанавливать реактивность и баланс. При этом, возможно, не все тренеры понимают, что компенсаторные данные у гимнасток разные и только очень ограниченный круг спортсменок способен очень быстро, буквально за одну тренировку, восстанавливать техническое равновесие.
Умение быстро восстанавливать тонкие координационные связи связано с мышечной массой. Если мышца имеет слишком большой жировой слой, то реактивность прохождения сигналов слабая и наоборот. Глядя сегодня на Лори Эрнандез можно предположить, что ее тренер понимала о том, что могло произойти с весом Лори, когда она войдет в пубертатный период и всеми силами пыталась удержать ее от лишнего веса до Олимпиады.
Я уже отметил, что гимнастка Эрнандез имела не слишком высокий уровень технической подготовки, а это как раз основной показатель тренерского мастерства. Ни на одном снаряде, кроме бревна, она не попала в финал на олимпиаде в Рио. Но если техники не хватает, то как она оказалась в сборной США при той конкуренции, что существует в Америке? Вот тут следует отметить несколько факторов, которые обеспечили ей попадание в команду. Во-первых, это огромное трудолюбие и самоотдача на тренировках, то есть как раз олимпийский характер. Без этого ни один талант в гимнастике США в сборную пробиться не сумеет.
Яркая внешность и пластичность – чисто природные данные Лори и они выгодно отличали ее от других. Плюс тренер, который хотел добиться олимпийской медали в разы больше самой гимнастки. Именно огромное желание и амбиции тренера иногда способствуют тому, что в адрес гимнастки летят оскорбления и насмешки, а иногда и подзатыльники. В США правда это невозможно, так как родители сразу подадут на тренера в суд. Некоторые российские тренеры однако считают, что только таким путем и возможно добиться от гимнастки высших достижений.
Чтобы удержаться от уничижительных замечаний в адрес ребенка тренер должен уметь видеть себя со стороны и ставить себя на место спортсмена и это не всегда так просто. Кроме этого, он должен заранее предвидеть где могут быть выполнены неудачные подходы, а где будут удачные. Мэгги Хейни, видимо не всегда успевала сдерживать свои эмоциональные реакции и гимнастке доставалось. Но тут всплывает важный момент, а именно запрет на просмотр тренировок Лори, который действовал для родителей. Вообще такие запреты не характерны для американской гимнастики. В основном, родители всегда могут наблюдать за занятиями своих детей.
Если родителям тренер не разрешает смотреть занятия хотя бы раз в неделю, то это должно, на мой взгляд, стать сигналом для них о том, что в зале что-то делается не так с точки зрения давления на детей и тренеры считают, что просмотр тренировок родителями это вмешательство в тренировочный процесс. На самом деле каждый родитель может и должен иметь возможность оценивать работу тренера и задавать тому вопросы, на которые должен получить ответы. Даже если неадекватных вопросов окажется больше, тренеру это надо выдерживать. Во всех развитых странах, в основном, у родителей есть возможность просмотра тренировочных занятий. Либо через стеклянную стену, либо через монитор. Это общепринятая практика.
В российских залах тренеру достаточно просто во время занятий крикнуть на ребенка и заставить его выполнить элемент через страх. Но осознанности в освоении навыка это не добавляет, а вот к травме привести может. Достижения Светланы Хоркиной, Алии Мустафиной, на которых никто не орал, не насмехался, не унижал, лишний раз доказывают, что креативная, методичная работа дает результат и без уничижительного нажима и оскорблений.
Как написала в своем обращении мама Лори Эрнандез, тренер не разрешал смотреть ей тренировки дочери. Но почему-то разбираться по этому поводу она стала уже тогда, когда Лори стала обладательницей золотой олимпийской медали Рио. Возможно, что подними она этот вопрос раньше, этой медали могло и не быть.
После Олимпийских игр все американские гимнастки едут в турне по всем штатам с показательными выступлениями. Получают за это очень большие гонорары, плюс рекламные контракты и участие в различных шоу. Когда Лори стала победительницей телешоу «Танцы со звездами» ее узнали в Америке все, а не только поклонники спортивной гимнастики. Она стала суперпопулярной во всей Америке и даже выпустила книгу. Тренер, можно сказать, добилась для нее всего этого и обеспечила приличный доход для всей ее семьи . Однако есть закон жизни – «Подарками не приобретаешь прав» и он работает без сбоев.
Оправдывает ли тренера уничижительный стиль работы с детьми?
На мой взгляд более правильно, выстраивать равноправные отношения со спортсменом, при этом жестко, но без оскорблений, мотивировать гимнастку, поддерживать ее своей энергией в тяжелой работе в зале. Я много раз видел, как знаменитый российский тренер, заслуженный тренер СССР Марина Булашенко, не оскорбляя гимнасток, своей энергией подпитывала спортсменок и те, казалось бы уже не имея никаких сил, выполняли всю нужную для высокого результата работу. Причем от тяжести работы у них на глазах были слезы, а от поддержки тренера сквозь них выступала улыбка.
В моих глазах это эталон энергетической поддержки спортсмена при выполнении запредельных нагрузок. Хорошо понимаю и тренеров, которые иногда не выдерживают и срываются на детей. Им тоже нелегко дается обучение суперсложных элементов. Но, возможно, иногда требования, предьявляемые тренерами к гимнасткам оказываются выше уровнем, чем предоставляемый ими самими уровень методики обучения, который не соответствует возможностям гимнастки?
Спортивная гимнастика настолько трудоемкий вид спорта, а большой результат доступен только единицам, гимнасткам с уникальными, а не со средними и даже не с хорошими данными, таким гимнасткам которых намного меньше, чем тренеров, желающих готовить чемпионов. Поэтому тренер, проработав несколько лет с детьми со средними и плохими данными и вдруг, встретив гимнастку с большим талантом, может сильно «зажечься» и, если у него была мечта попасть на Олимпиаду, начать со всей страстью и сообразуясь с собственными представлениями о методитке подготовки, талант гимнастки развивать. Не все только понимают, что большой талант гимнастки не является гарантией золотой медали и для того, чтобы обслужить его должным образом, от тренера требуется слишком большой обьем знаний и навыков, которыми он не всегда обладает на тот момент и, что если не работать над повышением уровня своих знаний и навыков, а компенсировать их недостаток за счет давления на гимнастку и нещадно эксплуатировать ее природные способности, ее талант выдерживать запредельные нагрузки, то результат может быть и придет, но последствия все-равно скажутся. Все унижения и оскорбления вернутся бумерангом, а уж в какой форме можно только догадываться. Как произошло у Лори Эрнандес со своим тренером мы теперь знаем.