Система детских интернатов в настоящее время продвинута только в одной стране мира – в Китае. Детей туда родители отдают уже С 5-6 лет. Не могу сказать, что эта система самая эффективная, так как Китай в женской гимнастике сильная страна, но не сильнейшая.
Много лет в китайской гимнастике наблюдается перекос в сторону двух снарядов – брусьев и бревна, где их гимнастки имеют топовые программы и способны завоевывать медали самого высокого ранга.
На брусьях им это удается делать постоянно, чего не скажешь о бревне. Селекционная система Китая ставит явный приоритет в сторону девочек очень низкого роста и худощавого телосложения. С таким отбором она хорошо справляется, но это перекос, потому что видов гимнастики четыре, а не два. Рост и вес кардинально всех проблем не решает, но сильно облегчает ручную работу тренеров. Тем не менее один несомненный плюс в такой системе есть – она с ранних лет отбирает талантливых детей и собирает их вместе в одном зале.
Особенности селекционной работы – отдельная тема. Хочу только отметить, что в России, в игровых видах спорта (футбол-хоккей) за явно-одаренными и перспективными детьми селекционеры охотятся с самого раннего возраста и заключают контракты с родителями, пока спортсмен не достигнет определенного возраста.
Разглядеть талант в гимнастике быстро может любой тренер, но вот что с ним дальше делать не все тренеры знают и не все умеют. Большинство пытаются тренировать сами, хотя при этом заранее понимают, что на самый высший уровень довести ребенка у них нет ни знаний, ни желания. Крайне редко я наблюдал ,чтобы тренер задумался о судьбе одаренного ребенка и его успехе в гимнастике больше, чем о собственной зарплате. Но случается, что талантливых детей все же передают в более опытные руки и тогда они добиваются гораздо больших успехов.
Таких случаев я встречал мало, но они есть.
Проблема старых и молодых тренеров в одном зале это проблема передачи опыта и знаний от одних к другим.
На мой взгляд сегодня эта проблема решается недостаточно эффективно. В каждой спортшколе подобные проблемы решаются по-разному, но я на своем опыте нигде не видел эффективной работы тренеров в женской гимнастике кроме семейных пар. Потому что во всех иных случаях тренер только теряет в зарплате передавая лучшую ученицу. Особенно жаль опытных тренеров, которые возвращаются к работе с новичками после нескольких лет работы со спортсменами высокого класса. Им бы работать с самыми одаренными, формируя их всех в одну группу, направлять молодых тренеров и работать вместе в бригаде. Тогда талантливые дети получали бы более качественную подготовку.
Системные преграды для развития таланта в гимнастике существуют и наверное будут существовать еще долго. Всего не предусмотреть. Но, главным фактором, от которого зависит судьба ребенка в гимнастике все-равно есть и будет тренер.
От уровня знаний процесса тренером, его общего кругозора, креативности методик, эмпатии, умения предвидеть будущее, зависит судьба таланта гораздо в большей степени, чем от системных трудностей.
Конечно если система селекционной работы налажена и есть все нормативы и финансовые стимуляторы для тренеров, прописаны все должностные инструкции, разработаны эффективные стандарты и есть люди которые требуют и следят за личной ответственностью сотрудников, то талант автоматически может быть и сохранен и передан в более опытные руки, в которых ему не судьба пропасть. Но сегодня такой стимулирующей системы передачи талантливых детей более опытным тренерам нет и чтобы пробиться талантливому спортсмену везение играет достаточно большую роль.
Эффективная работа тренера складывается из знаний и навыков, которыми он располагает. С учетом того, что тренер работает почти весь день в зале и сильно устает физически, не всегда у него есть желание и время эти знания получить.
Большинство гимнасток, которых я знал и которые учились в институте, продолжая активно тренироваться и выступать, получали диплом, а не образование. Дальше они самообразовывались как могли, но значительно преуспели в жизни единицы. Обо всех, однако, утверждать не берусь. Но находясь все время в зале и спортсмены и тренеры обсуждают в основном друг друга, а не события. При полноценном тренировочном процессе рабочий день заканчивается в 7-8 вечера, а иногда и позже. Дорога домой занимает время. Пока доехал, пока поужинал, уже и спать пора. Получается, что получить новые знания не так-то просто и для этого должно быть большое желание.
Айн Ренд, Борис Пастернак,Стив Джобс, Энтони Роббинс, Михаил Булгаков, Василий Гроссман, Коносуке Матцусита, Акио Морита, Михаил Литвак, Василий Скакун, Юлия Гиппенрейтер, Фил Найт, Борис Пилкин, Олег Остапенко, Марина Булашенко и многие, многие другие люди, которые формировали мое мирровозрение, кто книгами, а кто личным общением и примером, тем самым помогали находить новые решения в спортивной практике. Получая информацию из их книг или после личного общения с профессионалами, хотелось придумывать такие тренировки, которые бы нравились детям и помогали выстраивать эффективную методику обучения. Дети сами не замечали, как быстро сложные элементы оказывались в их управлении, при этом особых сложностей в обучении, благодаря эффективной методике, не возникало.
Находить новые методические приемы, пользуясь только той информацией, которая крутится в зале можно, но тогда тренировочный процесс окажется менее разнообразным и интересным, может превратится в простое натаскивание на элементы и комбинации. При этом талантливый ребенок, как правило не любит монотонной и однообразной работы.
Почему так много детей отваливается на 1 разряде и заканчивают гимнастику?
Или бросают гимнастику еще раньше, когда внимательные и вдумчивые родители, наблюдая и понимая эмоциональное состояние своих детей говорят им хватит, больше мы в гимнастику не ходим, или это им говорит сам ребенок?
Во многом это связано с эмоциональным и физическим перенапряжением детей, которые от разряда к разряду получают все большую нагрузку и все менее креативную и эффективную методику.
В последствии этого расшибают себе ноги и руки, травмируют спину и т.д. Причем сразу гимнастику не бросают, а пробуют перейти в другой зал, к другому тренеру, надеясь, что там получится лучше.
Но натыкаясь на такие же проблемы бросают окончательно или переходят в другой вид спорта .
Если тренер ограничивает свои интересы только непосредственной работой в зале и не получает дополнительные знания, например по секретам детского поведения, основам управления, психологии, различных культурных ценностей, гимнастических новинок на Ютубе, в Инстаграмме, то ничего нового в тренировочный процесс он привнести не может.
А между тем талантливым детям особенно нравится пробовать все новое.
Новое в методике тренерской работы появляется из новых знаний, которых в мире очень много и они не сосредоточены в одном только зале.
Если талантливому ребенку тренер говорит тоже самое что и всем, не учитывая его индивидуальность, то со временем любой талант чахнет, теряя скорость своего развития и превращается в середнячка.
Работая в бизнесе много лет и параллельно в спорте, я заметил большую разницу в менталитете окружающих меня людей.
В спорте, в основном обсуждались люди, а в бизнесе события. В спорте чаще всего обсуждались недостатки конкурентов, а в бизнесе их достоинства. В спорте чаще звучал негатив по отношении к конкурентам, а в бизнесе анализировались их достижения. В спорте я видел понимание и взаимовыручку в основном у семейных пар, когда люди не делят спортсменов, имея общий кошелек, помогают им как могут, а в бизнесе наблюдал, как большое количество чужих друг другу людей в одной компании работали по-семейному, в атмосфере поддержки и доверия.
Спорт сам по себе забирает много физических сил и у детей и у взрослых. Тем не менее, тренеры, которые стремятся к новым знаниям и постоянно расширяют кругозор, а не ограничивают его только опытом работы в зале, могут быстрее раскрыть талант привить стремление к развитию своим спортсменам.
К сожалению, это редкость и по большому счету такие отношения мне приходилось наблюдать только у двух тренеров со своими подопечными. У Пилкина и Скакуна. И тот и другой много читали. На мой взгляд, это как раз тот пример, которому надо стремится подражать молодым тренерам. Ведь если ничего нового кроме технических подсказок тренер спортсмену дать не может, он со временем станет ему не интересен, как человек.
Если тренерские подсказки зачастую делаются слишком жестко и не дают быстрого эффекта, то со временем гимнастка начинает огрызаться и тренеру волей-неволей придется задуматься о своих интонациях.
Для талантливых детей это может быть очень критично, так как они имеют способность быстро развиваться и могут намного опережать своим талантом и сверстников и тренерские способности. Большой успех приходит только тогда, когда все совпадает: знания и желание тренера и талант и желание ребенка. Если у обоих этот уровень высокий, то успех непременно придет.
Талант гимнастки пропадает всегда, когда у тренера не хватает знаний и желания не только много работать, но и получать новые знания, а не стоять на месте, но при этом у него с избытком хватает амбиций и агрессии в работе.
Не раз видел, как молодые тренеры говорили родителям пяти -шестилетних гимнасток, что нужно тренироваться по 5-6 часов, а то и по две тренировки в день. Некомпетентные в гимнастике родители на это, могут лишь охнув согласится, но грамотный тренер знает, что талант всегда быстро осваивает движения и надо только правильно давать методические и технические установки, чтобы все получалось быстро. Для таланта в этом возрасте вполне может хватить и 3-х часов тренировки, да и то не каждый день. А для детей со средними данными возможно и 8 часов не хватит. Но им приходится тренироваться вместе и это тормозит талант и перегружает его.
Если нет грамотной методики и индивидуального подхода начинается натаскивание на элементы, количество подходов превышает все мыслимые пределы. Родители испытывают радость, когда ребенок рассказывает о том, что выучил новый элемент, но никто из них не задумывается с каким качеством это сделано. Ведь ни ребенок, ни родители не эксперты в гимнастике. Но если навык заучен с плохой техникой, то это обязательно скажется в более старших разрядах и приведет к преждевременному окончанию карьеры, так как сверхсложные элементы, связанные с риском получить травму, освоить с плохой техникой без травм почти нереально. Да и некорректное распределение нагрузки ведет к травмам уже с первых лет обучения.
Например, два часа непрерывной работы на бревне с маленькими детьми разбивает им пятки и кисти. Большое количество подходов акробатики на жесткой опоре травмирует спины. Так происходит, когда тренер видит только один путь решения проблем – большой объем повторений. Но для таланта не нужно много повторений, ведь он способен выполнить задание с трех подходов если методическая схема последовательна и корректна.
Главное научить талант внимательности и настойчивости, потому что в раннем возрасте большинство талантов не умеют фокусироваться на работе от первого до последнего подхода. Это связано с особенностью родительских требований и воспитания в семье. Кто-то приучает к дисциплине и ответственности ребенка с малых лет, кто-то ему во всем потакает, считая это поддержкой, балует, кто-то равнодушно следит за спортивной карьерой.
Широта видения тренера, как раз формируется от знаний, которые можно получить только вне зала. Если к этому тяги нет, то не будет не только того результата, о котором мечтается, но будет целая коллекция травмированных детей, среди которых окажется много настоящих талантов, вынужденных преждевременно завершить спортивную карьеру.
Я встречал гимнасток 16-17-летнего возраста, которые несколько лет уже тренировались в сборной, показывали вполне достойные результаты, но из-за травм вынуждены были сойти на пике карьеры.
Причем в 17-летнем возрасте они сходили из-за того, что в 6-10 лет им неграмотно распределяли нагрузки, не оттачивали технику базовых элементов, а торопились выучить новые, некорректно выставили геометрию входов и выходов на снарядах. Тренеры понимали и видели, что талант гимнастки компенсировал любые погрешности техники и быстро вел за собой вперед и гимнастку и тренеров, повышая их зарплату.
Успех на юниорском помосте приходил к талантливым гимнасткам не благодаря, а скорее вопреки тренерской работе. Но в 17 лет вдруг раз и заболела спина. Выполнять необходимые на данном этапе нагрузки стало невозможно физически и карьера закончилась. Так бывает не у всех и не всегда, но я видел, что так заканчивали многие таланты.
На высшую ступеньку пьедестала абсолютного первенства Чемпионата Мира 2010 года получать золотую медаль вышла Алия Мустафина, гимнастка с которой Камалова Дина и я работали 8 лет. И пусть не мы выводили гимнастку на помост того чемпионата, но всю базовую подготовку и технику гимнастических элементов поставили мы и поэтому, когда я говорю о проблемах качества начального обучения, то хорошо представляю, что это такое.
С 2010 года прошло 10 лет, но сегодня пожалуй только Владислава Уразова основной претендент на медаль мирового многоборья. Это хорошо, но одной гимнастки на всю страну все же недостаточно.
Хорошо, если тренер сам это понимает и главной своей задачей ставит сохранения здоровья гимнастки и не навязывает ей своего видения и прислушивается к мнению спортсменки. Но случается, особенно когда у гимнастки появляются первые значимые успехи и она вступает в пубертатный период тренер пытается быть главным в отношениях и любой ценой сохранять свое доминирующее положение в последующие годы.
Цена этого несоответствия – травмы и преждевременное завершение карьеры гимнастки. Но состоявшаяся карьера хоть и неудачно-завершенная все-же карьера, а вот когда из года в год массово пропадают талантливые дети до 9 лет по всей стране, то это потом сказывается на уровне конкуренции на самом верху.
Многие тренеры, понимающие, что гимнастический талант лучше развивается среди таких- же, как он сам талантов, стараются с раннего возраста вывозить детей на сборы. Только там, в окружении таких-же одаренных детей, в конкурентной среде, обучение происходит эффективнее в разы. Надо отдать должное таким тренерам, они часто ставят крест на своей личной жизни во имя достижения результата в гимнастике. Однако таких тренеров единицы, а талантливых детей гораздо больше и на всех места на сборах не хватит. Поэтому так важна домашняя система отслеживания талантов и формирования их всех в одну группу.
При этом важно, чтобы с талантами работала бригада знающих тренеров, а не один, пусть даже талантливый тренер. Тогда талантливые дети не пропадут и со временем гимнастика в стране окажется более качественной. Это миссия может быть и не выполнима, но было бы классно!!!
Продолжение следует…
Заслуженный тренер России по спортивной гимнастике Зеликсон С.Б.