Как уберечь пятки на бревне
Проблема воспаления пятки от ушиба на бревне знакома всем гимнасткам и тренерам, которые сталкивались с обучением более менее сложных гимнастических элементов. Обычно такие травмы быстро не проходят, требуют серьезного лечения и контроля над процессом восстановления .
Причиной травм может быть ряд моментов:
- Некорректная методика подготовки базовых навыков
- Не использование специальных профилактических защитных аксессуаров
- Завышенные требования и слишком большой объём подходов на снаряде
- Слабые природные данные ребенка и несоответствие виду спорта
Методика обучения элементам на бревне предполагает три основных стадии:
1. Обучение на полу
2. Обучение на низком бревне
3. Обучение на высоком бревне
При этом используются различные вспомогательные средства обучения :
- Горки из матов
- Различные кубики и опоры
- Скользящие лонжи
- Поролоновые ямы
Уровень вспомогательных технических средств обучения как правило зависит от бюджета, который на них способна выделить организация.
Тем не менее, никакие вспомогательные средства и методические приемы в обучении не дают гарантии, что гимнастка не приземлится на ребро бревна или пяткой одной ноги на палец другой. Следовательно, надо понять, а есть ли вообще способ уберечь ноги от травм на этом снаряде? Никому ведь не хочется водить ребенка по докторам и процедурам, и терять время на лечение вместо обучения новому разряду.
Первая задача тренера, решение которой значительно сбережет ноги гимнастки от травм на бревне – это обучение постановки рук и ног на снаряде. Поскольку мы рассматриваем травму ног, то поговорим о том, как правильно ставить на снаряд именно их.
Гимнастки во время работы на бревне производят следующие действия ногами:
- Удержание равновесия на одной ноге
- Отталкивания с двух ног
- Отталкивания с одной ноги
- Приземления на две ноги
- Приземления на одну ногу
При этом и отталкивания и приземления могут выполняться двумя способами – жимом и ударом. Наибольшую угрозу для костной ткани представляют отталкивания ударным способом.
Например, Рондат — Бланж или Фляк на одну ногу или на две, Бланж на две ноги, Сальто назад с места, Твист, Сальто вперёд и так далее. Травма пятки случается, как правило, при ударе о ребро бревна или при слишком низком приземлении. Например, после Твиста. Это взрослый элемент, а вот Рондат, например, или Колесо — это самый массовый элемент, который учат все. Простой хореографический прыжок при приземлении на ребро бревна подарит не самые приятные ощущения при постановке ноги на опору, а многократно повторенное приземление на ребро — это 100% гарантия воспаления пяточной кости.
Как этого избежать
Бревно — снаряд, формирующий навыки, не присущие человеку в обычной жизни. Также, как и ходьба по канату. Наибольший эффект для достижения устойчивости достигается когда общий центр масс располагается над максимальной площади опоры.
Какая постановка ног этому способствует в обычной жизни?
Например если вы будете стоять на одной ноге, то столкнуть вас с точки опоры не составит труда. Устойчивость на двух ногах гораздо выше. Применительно к бревну это выглядит так:
При постановке ног вместе (нога к ноге) уровень устойчивости на бревне будет соответствовать лишь силе устойчивости одной ноги, так как ширина бревна всего 10 см и две стопы на него не поместятся полностью. Если маленькие дети 4-5 лет помещают на бревно обе ноги и формируют навык такой некорректной постановки, то с возрастом ноги на снаряд полностью не помещаются и устойчивость снижается. Грубо говоря ноги 30 размера на бревно поместятся, а 36 уже нет. Кроме того, что понижается устойчивость повышается уровень травмоопасности, так как та часть ноги, которая не помещается полностью на бревно, сползает ближе к ребру и при малейшем смещении от центра при выполнении элементов при приземлении или отталкивании неизбежно о ребро и ударится Бревно само по себе вселяет страх во многих, потому как высокое, а ударившись несколько раз о ребро или промахнувшись при приземлении после элемента, дети испытывают еще большую тревогу при выполнении упражнений.
Постановка ног кроме площади опоры еще является и вектором перемещения центра масс. Простыми словами можно сказать что ноги — это своего рода стрелки, указывающие на дальнейшее движение тела спортсмена. При неверной постановке они указывают на движение в ту или иную сторону от бревна и гимнастка падает именно туда куда указывает им путь собственная стопа.
Наиболее точная постановка ног определяется теми задачами которые предполагает тот или иной гимнастический элемент, и можно составить целую таблицу, определяющую положение стопы на бревне. Например, при отталкивании на сальтовые элементы, это будет одна постановка, при завершении поворота в затяжке другая, при вращении в туре с поднятой ногой третья и т.д.
Особенно важно с раннего возраста приучать детей использовать профилактические аксессуары для предупреждения травм. Очень часто приходилось сталкиваться с тем, что средства защиты приобретается, когда уже травма себя проявила. Например, заболела пятка и покупают подпяточники. Но ведь лучше такие аксессуары покупать раньше, чтобы ребенок привык к ним в самой простой работе на снаряде. Многие знают, как непросто дается детям переход в работе на брусьях на накладки, а ведь детские накладки продаются с самых мелких размеров и стоят совсем не дорого (детские накладки).
Уроки геометрии
Бревно называют коварным снарядом, требующим многокилометровой работы на нем. Но я бы сказал, что подружиться с этим снарядом не получится, хоть дойдешь и до луны, если не просчитать геометрию. Все постановки рук и ног, поднимание на полупалец и опускание на полную стопу требуют соответствия геометрическим требованиям снаряда. Если понимать эти особенности, то уверенность у ребенка прибавляется прямо на глазах. Я сам столкнулся с обучением начальной гимнастики на бревне не так давно. Обычно этим занимаются женщины. Но в работе с девятилетней гимнасткой Алисой Троицкой мне пришлось столкнуться с ее страхами в работе на этом снаряде. Пришлось выяснять причину и устранять ее вместе с девочкой . Делать это очень нужно постепенно.
Страх не помощник тренеру в обучении сложным элементам, и правильный навык сформировать на таких состояниях сложно. Пришлось разбираться. Что из этого получится и самому интересно. Но одно стало очевидным – правильная постановка рук и ног, правильное положение тела при стойках, равновесиях, поворотах и переворотах дают ту основу, только при которой возможна осознанная работа гимнастки на снаряде. Когда ею движет не страх, а интерес к выполнению упражнений на этом снаряде.
Буду рад ответить на ваши вопросы по электронной почте 3prostogk@gmail.com
Заслуженный тренер России Зеликсон С.Б