К началу нового сезона. К сведению родителей и начинающих тренеров
Осень время нового сезона в спортивных секциях. Идет набор и формируются группы обучения во многих видах спорта. Женская спортивная гимнастике не исключение. Приводить девочек начинают с 3 — 4-х лет и в основном, мотивацией служат несколько причин:
- согласно природным данным ребенка (большая активность дома).
- оздоровление и физическое развитие (только для здоровья).
- несоответствие другому виду спорта (часто из художественной гимнастики).
- желание карьерного роста именно в данном виде спорта.
- подготовка к другому виду спорта.
Каждая причина имеет четкую цель, она хорошо понятна родителям и не совсем ребенку. На первых занятиях трудности в приучении к постоянным тренировкам могут возникать у некоторых детей. Сильно привязанные к мамам детишки часто плачут во время занятий, с плачем заходят в спортивный зал и трудно адаптируются к спортивной дисциплине.
Как относится к этим слезам?
Тренеру приходится все это терпеть и конечно, это может доставлять определенные трудности в работе, ведь он не может работать с одним ребенком, а в группе может быть еще 10 человек или больше. Процесс привыкания к спортивному залу труднее дается детям, которые сильно привязаны к своим мамам и проводят с ними много времени. На этом этапе у родителей и у ребенка разные “хочу” относительно гимнастики и им предстоит через какое-то время трансформироваться в одно общее, которое соответствовало бы изначально поставленным целям.
Какие цели на данном этапе у тренера?
- Во-первых набрать нужное количество занимающихся для ГНП, которое бы соответствовало требованиям по зарплате (бюджетная сфера). Набрать, как можно больше занимающихся (коммерческая сфера).
- Во-вторых отобрать наиболее одаренных детей и сформировать из них группу, которую в дальнейшем можно было бы готовить для большой гимнастики.
Эти два направления в дальнейшем и будут определять спортивную судьбу ребенка и от того, насколько цели тренера совпадут с целями родителей и с данными ребенка, а позже и с его желанием заниматься гимнастикой, зависит и психологическое и физическое здоровье спортсменки. Но на первом этапе все выглядит, как в старом еврейском анекдоте.
“Еврейская мама высовывается из окна и кричит:
— Изя, сынок, быстро домой.
— Что мама ? Я голоден?
— Нет Изя. Ты замерз”.
На этапе знакомства со спортивным залом и тренером это оправдано, но на мой взгляд, лишь до тех пор пока от ребенка не появятся обратные связи. Это произойдет, когда он привыкнет к залу и тренеру и без слез будет ходить на тренировки. Рано или поздно огонь желания тренироваться и добиваться успеха на тренировках появляется у любого ребенка, который научился регулярно тренироваться и втянулся в спортивный режим. В дальнейшем этот огонек может либо погаснуть, либо перестать гореть ярко, еле тлеть, а может и разгореться со всей страстью.
Что притупляет огонь желания у ребенка?
По моим наблюдениям это:
- некорректный отбор согласно природным данным.
- некорректное поведение родителей.
- некорректное поведение тренера.
Что значит некорректный отбор?
Это когда ребенка у которого не хватает природных данных (из которых я бы отметил два самых главных: физическую мощь и координацию) пытаются учить спортивной, а не оздоровительной гимнастике. Очень важно на этапе отбора обращать внимание и на рост родителей, потому как крупным и рослым родителям тоже часто хочется видеть гимнастку в своем чаде.
Существует общественное заблуждение о том, что спортивная гимнастика это спорт, который препятствует росту и замедляет его. На самом деле большинство тренеров раньше предпочитали низкорослых детей. Основная масса чемпионок в гимнастике были девочки невысокого роста. Сейчас берут всех, особо не разбираясь, потому что конкуренция между видами спорта с ранней специализацией (спортивная, художественная гимнастика, фигурное катание, плавание) достаточно высока. Рослые спортсменки тоже способны покорять вершины в спортивной гимнастике и такие звезды, как Светлана Хоркина, Настя Люкин, Алия Мустафина, Нина Дерваль это доказали своими результатами. Но так случается достаточно редко, только с супер талантами.
Некорректное поведение тренера на начальном этапе может заключаться в том, что в группу записывают всех подряд и высоких и невысоких, а потом тренировочный процесс ведется без учета морфологического статуса ребенка и программы нагрузок моделируются без учета индивидуальных особенностей гимнастки.
Некорректное воспитание родителей на этапе когда ребенок «втянулся» в работу и начинает формировать собственное мнение о тренировках и тренере, может проявиться в установке “Ты не хочешь того, чего хочешь ты. Ты должен хотеть того, чего хотим мы.” Именно под таким девизом работают многие тренеры, а слабохарактерные или некомпетентные родители им потакают. Они говорят детям, что они должны делать и что чувствовать правильно, а что нет. Подобное воспитание ребенка тушит огонь желания внутри гимнастки и когда она становится старше, внутри остается лишь слабый огонек, который тлеет, но не греет. Гимнастка, конечно выполняет все задания тренера, который имеет полную поддержку у родителей, но собственное желание отходит для ребенка на второй план, инициативность пропадает и меняется на послушность.
Со временем такие гимнастки с трудом могут выразить то, что хотят именно они. Вместо желания возникает пустота. Тренировки перестают приносить радость гимнастке, так ее приучают делать все для тренера, а не для себя. Во взрослой жизни это может поменять характер на “Я минус” и чувствовать себя на тренировке “Я плюс” только в том случае, если доволен тренер. В детском возрасте при таком воспитании в зале у детей становится плохим сон, они замыкаются и мало рассказывают о своей работе в зале.
Еще одна ошибка, на мой взгляд, многих тренеров — ожидание быстрых результатов в гимнастике, особенно от подвижных и активных детей. Эта ориентация на результат, а не на процесс сказывается прежде всего на здоровье ребенка и появлению травм. Я часто замечал, как у молодых тренеров на ковре разминается группа 7-8 летних малышей, перевязанных эластичными бинтами в разных местах. У кого колено, у кого голеностоп, а у кого-то кисть.
В спортивной гимнастике для успешного освоения элемента требуется достаточно большое (от 300 до 1000) количество правильных повторений. Правильных, потому что именно они формируют качественный навык, хотя неправильные подходы тоже формируют навык, но неправильный и искаженный, а главное травмоопасный.
Если процесс достижения результата по мнению родителей или тренера затягивается и реальность расходится с ожиданиями, они могут перестать поддерживать и хвалить ребенка. Тогда у того и начинает тухнуть огонек желания. Результатом такого воспитания может стать то, что ребенок бросает спортивную секцию одну за другой. При этом он может иметь большой талант, но так и не добиться столь значимых успехов. Методичная работоспособность в гимнастике — очень значимый компонент успеха.
Развитие детского “Хочу” в гимнастике, на мой взгляд очень трудная, сложная и долготерпеливая задача для всех — родителей, тренера и спортсмена.
Вот еще одна из причин, мешающая реализовать талант ребенка и достижению им успеха в гимнастике.
“ Туман в мозгах” у родителей. В этом случае они сомневаются в правильности выбранного вида спорта для ребенка и сами точно не понимают туда они пришли или нет. Бывает, что дети ходят одновременно в две секции. Например в спортивную гимнастику и танцы. Или в фигурное катание. Сомневающиеся родители — это как водитель в густом тумане. Дорога не совсем понятна и проще остановиться и подождать, или пристроиться за тем, кто едет впереди. Такая позиция родителей вызывает у ребенка неопределенность и тревогу, которая сковывает его собственные желания.
Тренерская ошибка, которая гасит огнонь желания у ребенка — это гиперактивность при обучении гимнастическим элементам и ориентация на результат. Когда фанатизм в работе заменяет компетентность, а страсть тренера в разы превосходит возможности ребенка на определенном этапе, когда тренер желает на каждой тренировке выжать по максимум от гимнастки — это не только гасит огонь желания у спортсменки, это повышает риск получения травмы и рано или поздно неизбежно приводит к ней.
Мне приходилось слышать, как один тренер говорил родителям “Будьте готовы к тому, что в профессиональной гимнастике травмы — это типичное явление и я буду заниматься вашим ребенком только в том случае, если вы на это согласны”. На мой взгляд это примерно тоже самое, что сказать желающему купить машину, что он неизбежно попадет в аварию если начнет ездить. Будь готов попасть в аварию, если начнешь водить!! Но ведь есть правила и прежде, чем поехать желательно разобраться с ними и хорошо выучить. Если соблюдать правила — риск снижается. В гимнастике тоже самое. Если знать особенности техники на каждом снаряде (а это целая наука, которая не стоит на месте и которой надо заниматься постоянно, так как снаряды модифицируются и меняют свои технические характеристики), если грамотно выстраивать методику обучения, планировать нагрузку, учитывая данные каждого ребенка, учитывать его физическое и психологическое состояние, то и риск травмы существенно снижается.
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
Начинается новый набор в спортивные секции. Много родителей думают какую бы выбрать для своего ребенка, а некоторые о том стоит ли продолжать…
Поэтому надо разобраться с особенностями своей мотивации и понять почему и зачем нужна спортивная гимнастика вашему ребенку, попытаться разобраться в специфике этого очень рискованного и сложного вида спорта, определиться с физическими данными своего ребенка, убедиться в компетентности тренера, которому доверите свое драгоценное чадо. Cпорт — это прежде всего самодисциплина и характер. Лучше, чтобы с самооценкой ребенка было все в порядке с самого начала, ведь поломать ее легко, а хорошая самооценка так же пригодится в после спортивной жизни.
Если у вас возникли проблемы в психологическом состоянии ребенка при посещении гимнастического зала или вы сомневаетесь в соответствии данных ребенка для спортивной гимнастике, обращайтесь за консультацией по электронной почте 3prosto@mail.ru
Заслуженный тренер России по спортивной гимнастике Зеликсон С.Б.