Переход из домашних тренировочных условий в сборную дается гимнастке сложнее, чем тренеру, так как для нее возникает большее количество непривычных отношений, она не имеет опыта взаимодействия на таком уровне ни с ровесниками, ни со старшими гимнастками-звездами, ни с таким количеством тренеров и докторов в зале и все это на фоне острой конкурентной обстановки.
Как правило, гимнастка попавшая в сборную команду, уже является лидером в своем зале. Дома она привыкла к своей лидирующей позиции. В сборной же она легко может оказаться на 5-й или 10-й позиции и значительно уступать лидерам. Конкурентная среда оказывает воздействие так-же и на всех тренеров. Отношения внешне выглядят вполне пристойно, но закулисные страсти кипят с повышенной температурой. Не редко сидя в зале на одной скамейке, тренеры выражают обоюдную солидарность и лояльность друг к другу, но перейдя на другую половину зала, тренер может подвергнуть полнейшей обструкции, оставшегося на другой половине коллегу и подвергнуть работу его гимнастки жесточайшей критике, а вернувшись обратно изображать улыбку во все лицо и как ни в чем не бывало продолжить беседу.
Гимнасткам, которые взрослеют на базе, проходят за это время пубертатный период, не всегда удается сохранить себя физически здоровыми и морально сформироваться самостоятельной, независимой и уверенной по жизни личностью. На базе молодые гимнастки сталкиваются с мнением авторитетов, титулованных гимнасток, которые как и тренеры сбиваются в свой кружок, составляют свой вариант команды и пытаются разными методами противостоять молодым перспективным гимнасткам, заигрывая с ними, но методично вливая негатив в их отношения с тренерами, пытаются повернуть их от конкурентных тренеров и специалистов в сторону непослушания, капризов, отказа от больших обьемов работы. Это тонкие, подковерные игры, от них никуда не денешься, но если тренеру не понимать сути окружающих интриг, то выстроить эффективные и долгосрочные отношения со спортсменкой в этой острой, конкурентной среде совсем не просто.
У меня с Настей после перехода в основной состав, медленно, но верно, качество отношений сильно ухудшились, хотя до этого они были почти семейными. Взаимопонимания между нами становилось все меньше, мое влияние на процесс значительно уменьшилось, что и привело в дальнейшем к разрыву отношений.
Очень важный фактор – влияние авторитетов в раздевалке.
Тренируясь дома и в молодежной команде, уровень конкуренции для нас был не таким высоким и острым. В Москве Настя была номер один в своем возрасте, в сборной молодежной команде – одним из лидеров.
Оказавшись в основном составе, любая конкурентно-способная гимнастка в скором времени понимает, что мест для желающих поехать в составе команды на олимпийские игры гораздо меньше, чем стоящих в строю гимнасток.
Самая жесткая конкуренция в многоборье, когда только две гимнастки от страны могут выступать на помосте и бороться за личные медали. Далее идет конкуренция за общее место в команду и таких оставшихся мест три. Определение состава команды происходит не только в тренерском штабе, но и в раздевалке, гимнастками-лидерами в первую очередь. Каждая контрольная тренировка, каждый успешно выполненный сложный элемент, конкурирующей за место в команде гимнастки, оценивается всеми – и администрацией и тренерами и конкурирующими гимнастками.
В зависимости от возраста, значимости в сборной, и титулов, гимнастки кучкуются разными группировками и дружат друг с другом и в тоже время против друг друга в зависимости от ситуации. Это и есть конкурентная среда. Тоже самое происходит и с тренерами. Вроде бы все дружат друг с другом, но в то-же время, так-же группируются по каким-то коньюктурным симпатиям и вместе «дружат» против кого-то.
В такой обстановке влияние тренера на гимнастку существенно снижается и отношения между ними во многом зависят от позиции старшего тренера, который становится главным экспертом тренировочного процесса, а роль тренера смещается на второй план. Таким образом всплывает еще один фактор влияния, который существенно действует на гимнастку, а именно – отношение к ней старшего тренера.
Отношение старшего тренера может повысить самооценку гимнастки в собственных глазах, повысить и роль личного тренера в ее глазах, а может занизить достижения гимнастки в тренировках а так-же выставить тренера некомпетентным, просто не давая тому в полной мере корректировать подходы спортсменки. К сожалению, система работы специалистов на снарядах заметно снижает ценность системы прямых отношений тренер-спортсмен. Уровень подготовки тренеров, попадающих на базу самый разный. Кто-то уже идет по третьему кругу с очередной гимнасткой, а кто-то оказался в сборной впервые и опыта работы на международном уровне у него нет. Тем более нет никакого опыта психологической борьбы и умения готовить гимнастку к подковерным играм соперников.
Тренеры-новички приезжают из разных регионов страны и не всегда имеют необходимый для высшего результата уровень знаний.
Школ с сильными гимнастическими традициями и хорошим уровнем базовой подготовки осталось очень мало. Это многолетняя проблема.
Как пользоваться административным рычагом каждый Старший тренер решает для себя сам. Но, в моем случае, при переходе из молодежного в основной состав, старший тренер изменил график наших тренировок волевым решением, запретив нам тренироваться в домашних условиях совсем. Причем случилось это практически за три месяца до Олимпиады. Мне непонятно было такое недоверие, так как результат и тренировок и выступлений не давал никаких поводов для беспокойства и я знал, что работа в тренажерных условиях в Олимпийском не только корректирует технику в лучшую сторону, но и меняет характер нагрузки, снимает психологическое напряжение, идет разгрузка от конкурентных тренировок, от интриг раздевалки и критических коридорных замечаний тренеров в адрес гимнастки.
Дополнительному психологическому напряжению тогда способствовал и тот факт, что Старший тренер сборной- Александр Сергеевич Александров одновременно являлся и личным тренером моей бывшей ученицы Алии Мустафиной.
Хороший уровень отношений и взаимопонимания со старшим тренером, который был у нас в молодежной команде, изменился с точностью до наоборот в основной команде. За две недели до отьезда на Олимпиаду я ответил на вопрос мамы гимнастки о готовности к старту, что Настя готова на 50% в сравнении с нашей обычной готовностью перед различными стартами. И это так и было. Психологически она была полностью истощена.
Вступая в новую систему отношений с начала в молодежной, а потом и в основной команде, эффективность тренировочного процесса гимнастки и успех ее развития, на мой взгляд, очень зависят от четкости правил присутствия на базе, как в самом зале так и за его пределами. Для тренера, впервые приехавшего на сборы всегда возникают вопросы:
- кто определяет программу обучения гимнастки на снаряде?
- кто определяет объем нагрузки на снаряде?
- кто отвечает за выполнение обьема?
- кто планирует программу опережающей сложности?
- кто планирует базовые и обучающие блоки?
- кто отвечает за контроль здоровья гимнастки и профилактику травм?
- кто, перед кем, в какой форме отчитывается за результат проделанной работы и как часто?
- кто контролирует досуг гимнастки и определяет его содержание?
- кто контролирует образование гимнастки?
- кто выезжает с гимнасткой на соревнования и когда и т.д.
Эти вопросы возникают потому, что тренер сталкивается с тем, что в его работе с гимнасткой, в отличии от домашних тренировок, вовлекаются специалисты на снарядах, появляются руководители тренировочного процесса в лице Старшего и Главного тренера, а так-же доктора, массажиста, учителя. Полностью меняется образ жизни и сменяется вся система отношений между тренером и гимнасткой.
Когда все вопросы урегулированы четкими правилами, например:
- Специалист (или тренер) отвечает за индивидуальное содержание программы на снаряде.
- Специалист (или тренер) дает конкретные задания гимнастке на тренировке и отвечает перед Старшим тренером за выполнение ею заданного обьема.
- Тренер составляет, а специалист Уверждает (или наоборот) план дальнейшего развития программы и отвечает за его реализацию перед Старшим тренером и так далее.
Вопросов при таком большом количестве амбициозных сотрудников возникает много, но когда ответы на них четко прописаны и весь процесс регламентируется, то каждый тренер и специалист четко понимает свою задачу и ответственность в этом процессе. Но, если идет расплывчатая установка, что все вместе мы одна команда и все вместе отвечаем за результат, то по факту за него толком не отвечает никто. Каждый понимает свою роль в процессе как хочет и это просто благодатная почва для интриг, где все пользуются своими талантами, кто как только может.
Учитывая тот факт, что некоторые тренеры и специалисты ставят умение ладить с начальством выше умения работать, вопросов о справедливости того или иного административного решения, в закулисье всегда возникает много.
Если правила размыты декларациями типа «Мы все одна команда», но при этом нет четких правил работы, нет персонализированных зон ответственности, то при системе одновременной работы с гимнасткой специалистов и личных тренеров, большая часть функций между ними дублируется, запутывается в противоречиях и при наличии амбиций сторон, тренер и специалист могут понимать свои задачи так как им вздумается и последствия тогда могут быть весьма противоречивы.
Именно наличие противоречий или их отсутствие по самым разным поводам, определяют качество отношений между тренерами и гимнастками, между тренерами друг с другом, между тренерами и специалистами, между тренерами и старшим и главным тренером. В свое время я запутался в этой противоречивой системе отношений, не смог разобраться в ее тонкостях и не смог сохранить нужный контакт с гимнасткой. В результате все мои планы в работе с супер-талантливой Настей Гришиной рухнули, мы с ней расстались, а она в работе с другим тренером так и не смогла показать такой уровень гимнастики на который была способна и от которого у многих бы захватило дух.
Заслуженный тренер России по спортивной гимнастике Зеликсон С.Б.